Сценарий

выступления 3 класса на фестивале «Национальные краски Крыма»

«Болгары Крыма»
 

Цели:

  • Создавать благоприятные условия в дополнительном образовании для выявления и развития творческих способностей личности любой национальности.
  • Дать понятие о традициях, обычаях и национальной культуре болгар
    Развивать навыки культурного общения у обучающихся и родителей, расширять кругозор.
  • Воспитывать толерантное отношение к людям.

Задача : Воспитывать гражданина многонационального государства, личности, ориентирующейся в международном пространстве культур.

Оборудование: национальные костюмы

Ход мероприятия

Добрый день дорогие гости!

Добр ден драги гости!

Сегодня нам выпала честь представить вам прекрасный многогранный народ – болгары.

Историю болгар Крыма можно было бы разделить на несколько периодов. Самый первый связан с Кубратовой Великой Болгарией.


Звучит музыка
Сценка о сотворении Болгарии
Вокруг костра сидят пять сыновей. Хан Курбат стоит перед ними. Голос автора раздается со стороны.

Автор: Булгары древний народ, живший когда-то на обширных территориях от Средней до Передней Азии, дал свое имя болгарам.
Этим народом правил Кубрат, у которого было пять сыновей. Перед смертью правитель собрал своих сыновей и сказал:
Кубрат: Пришла пора мне умирать. Но я оставлю вам один завет, если выполните его, то жить хорошо будете.
Автор: Протянул отец старшему сыну пять прутиков:
Кубрат: Попробуй, сломай их.
Автор: Попытался старший сын сломать все пять прутиков вместе, но ничего не вышло у него.
Тогда отец взял и раздал каждому сыну по прутику, и каждый из них поломал прутик.
И сказал Кубрат:
Кубрат: Живите все вместе и в этом будет ваша сила.
Автор: Но сыновья нарушили отцовский наказ и отделились друг от друга.

 

Так болгары появились в Крыму. И всё было в этом царстве: и плодородные равнины, и обсыпанные розами долины, и лазурное море...
И зажили в этом государстве люди счастливо: свадьбы гуляли, детей крестили, танцевали, пели, создавали свои традиции и праздники.

 

В полной мере разделили болгары Крыма со всеми народами СССР и тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны. Активно участвовали они в антифашистском движении. Марфовское подполье из числа своих сонародников создал болгарин Андрей Наголов. Старокрымским сопротивлением руководили братья Стояновы. Немало болгар было в партизанских отрядах. Вторым соединением, к примеру, командовал легендарный Иван Генов. Наряду с мужчинами воевали на фронтах болгарские женщины и девушки.

 

Первые болгарские поселенцы приносят с собой на Крымскую землю свои обычаи, обряды, праздники.

Сегодня трудно представить Крым без болгарского национального колорита. ” Сурвачка”, “мартеничка”, “извор”, “хоро”, “срещи” и многие другие болгарские слова в Крыму понятны всем и не нуждаются в переводе, а болгары Крыма занимают достойное место в семье народов Крыма.



Ведущий: Люди во всем мире встречают весну с радостью и новыми надеждами, болгары встречатют весну мартеницами.

Инсценировка легенды о мартеницах по музыку

Ведущий: Хан Аспарух имел четырёх братьев и одну сестру, которая жила далеко от него. Её звали Калина. Аспарух был удачливым полководцем и хорошим «державником», но в сердце всегда сохранял печаль о своей сестре, которая жила где-то далеко. Однажды утром Аспарух сидел под деревом, на дерево села ласточка, которая спросила:
Ласточка: Что ты такой печальный, повелитель?
Аспарух : Как мне не печалиться? Завоевал я много земель, стал их властелином, но нет никого, кто мог бы донести подарок моей сестре!
Ласточка : Я знаю твою родину, знаю и твою сестру Калину, а моё гнездо было на доме твоего отца Кубрата.
Сказала и улетела. Три дня и ночи ласточка летела без отдыха и села на плечо Калины и рассказала о брате Аспарухе. Очень обрадовалась Калина и решила отправить весточку брату, что жива и здорова. Она написалаему письмо, привязала белой шелковой нитью к лапке ласточки. По пути птица поранила лапку и нить окрасилась в красный цвет. Но хан всетаки получил письмо, а бело-красную нить оставил себе как талисман.

С тех пор появилась традиция дарить мартеницы с пожеланиями здоровья, счастья и добра.

А праздзнуют этот день 1 марта и называется он Баба Марта.

Рано утром хозяйки стирают и вывешивают перед домами красные предметы одежды (халаты, пояса, пряжу, коврики, скатерти) которые должны оберегать дом, чтобы в него не могли войти злые силы, люди, нехорошие мысли , болезни и бедность. Когда Баба Марта их увидит, то засмеется и запечет солнце!

Инсценировка современного праздника «Баба Марта»
Девочки в болгарских костюмах развешивают красные вещи.

 

Девочка № 1: Может всё-таки Баба Марта рассмеётся?
Девочка № 2: Надеюсь, ей понравятся наши красные платки.
Мальчики кричат: Убегайте, змеи и ящерицы, Баба Марта идёт!
Появляется Баба Марта, улыбается и бубнит под нос:
Баба Марта бързала,
мартенички вързала!
морави, зелени,
бели и червени.


Оглядывается вокруг и произносит:
Баба Марта: Так, так, так, что-то ярко солнце светит, да и платки какие-то не очень красные, и никто мне песен не поёт. Всё, поворачиваюсь другим боком и ещё брови нахмурю. Вот так.
Звук дождя. Все участники открывают зонтики.
Участник № 1.

Пусть бабушка Марта придет с весной,

принесет нам цветы,

а с ними солнце и еще тепло.


Участник № 2. Новости приходят после новостей, и каждая следующая-лучше, чтобы она была!

Участник № 3.

Солнце скрывается в небе,

но я хочу улыбку на лице.

С надеждой в сердце поприветствуем весну,

давайте откроем путь радости!

Исполняется песня «Честита Баба Марта»
Баба Марта троп-троп-троп
бърза през горицата
мартенички цял вързоп
носи на дечицата

Баба Марта троп-троп-троп
бърза през горицата
мартенички цял вързоп
носи на дечицата

Бабо Марто чик-чирик
вика и врабченцето
мартеничка ми вържи
пъстра на вратленцето

Бабо Марто чик-чирик
вика и врабченцето
мартеничка ми вържи
пъстра на вратленцето

 

Стихотворение.

Участники дарят жюри мартенички

Участник № 4. Живите долго и счастливо!

Все вместе: Честита Баба Марта!

 

В заключении болгарский танец.