Программа духовно-нравственного развития на 2014-2015 учебный год

Научненская общеобразовательная школа

Рабочая программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

2014/2015 учебный год

 

 Паспорт программы

Наименование программы

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5-9 классов Научненской общеобразовательной  школы I-III ступеней Бахчисарайского районного совета Республики Крым

Нормативно-правовые документы

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5-9 классов являются:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
  • Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
  • Устав Научненской  ОШ        

Основная цель: создание педагогических условий для духовно- нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.

Задачи программы:

  • создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся и условий для её успешной реализации;
  • осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей;
  • координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.

Сроки реализации: 2014/2015 учебный год.

Общие положения

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5-9 классов Научненской  ОШ  разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), посланиями Президента РФ Федеральному собранию, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. 2012г), а также  Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, подготовленным Российской академией образования.

Программа определяет основные подходы, принципы, цели духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школы.

  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школы формулируется, достигается и решается в контексте современного национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Национальный воспитательный идеал является принципиальной основой социального партнёрства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей, подростков   и молодёжи.

На основе национального воспитательного идеала нами формулируется основная педагогическая цель в области духовно-нравственного воспитания — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного здорового гражданина России.

Духовно-нравственное развитие  гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся таких ценностей, как ценности:

  • семейной жизни;
  • культурно-регионального сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской
  • религии;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Задачи  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведённых в Концепции, а также с учётом Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного  образования, установленных стандартом, в Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего и основного образования определены общие задачи воспитания и социализации школьников:

В области формирования личностной культуры:

•          формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-

продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

•          укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

•          формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

•          формирование нравственного смысла учения;

•          формирование основ морали — осознанной обучающимся

необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной  нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

•          принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

•          формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•          формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

•          формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

•          развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

•          осознание  школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей.

В области формирования социальной культуры:

•          формирование основ российской гражданской идентичности;

•          пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной

ответственности за Отечество;

•          воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

•          формирование патриотизма и гражданской солидарности;

•          развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, со сверстниками, с родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

•          укрепление доверия к другим людям;

•          развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

•          становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

•          формирование осознанного и уважительного отношения

к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

•          формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

     В области формирования семейной культуры:

•          формирование отношения к семье как основе российского общества;

•          формирование у школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

•          формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

•          знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

     В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

•          укрепление и совершенствование правового государства;

•          повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

•          повышение эффективности государственной власти в процессах модернизации страны;

•          укрепление национальной безопасности.

 

 

 читать документ полностью...