Классный час на тему

«Наркомания – знак беды!»

8 класс

13.12.2019

Классный руководитель Морозюк А.И.

“Даётся жизнь один лишь раз!”

Цель урока: провести профилактику употребления наркотических веществ среди детей.

Задачи: расширить представления детей о негативном влиянии психотропных веществ на тело и мозг человека; формиро­вать отрицательное отношение к наркотикам; пробуждать в детях чувство собственного достоинства и уважительное отношение к себе; побуждать к саморазвитию, самосовершенствованию; развивать стойкие позитивные интересы; пропагандировать здоровый образ жизни.

Оборудование: экран, мультимедиа проектор, компьютер, презентация, видео-фильм «Tabletka».

 

Ход урока:

  1. Проблемная ситуация «Письма из ниоткуда».

Вступительное слово учителя.

Приветствую всех в нашем классе.

Бывают такие темы, на которые трудно говорить. Вроде бы все понятно каждому, но вот до сердца как донести, до самой глубины души и мысли, не знаешь. Вот и о сегодняшней нашей теме говорить так же сложно. Наркомания – знак беды. Распространение наркомании среди детей и подростков - одна из острейших проблем современного общества. Можно сказать, что наркомания стала элементом негативной подростковой субкультуры - без наркотиков не обходятся современные вечеринки, дискотеки, концерты музыкальных групп. По моему мнению, данная тема особенно актуальна именно для старшеклассников, так как, по статистике, средний возраст первой наркотической пробы - 14 лет. Сейчас ребята из нашего класса зачитают вам несколько писем и историй тех, кто уже это сделал, кто падал и падает, кто не видит выхода от­туда. Послушайте и задумайтесь…

Письмо 1.

«Мне 18 лет. Я - наркоманка. А ведь все началось с развлечения, с глупого детского любопытства. И пошло-поехало. Я всегда мечтала быть свободным человеком, а превратилась в рабу заряженного шприца. Ловлю свой призрачный кайф. И это все, что есть у меня. У меня такое чувство, что когда-то я действительно была, а теперь меня нету. В зеркале видны только одни глаза, которые смотрят на мое падение. Мои глаза, которые так хотели смотреть на мир. Наркотики отучили меня радоваться жизни. Так нельзя жить: без надежды, без смысла. Я никогда никого не любила, не успела. Теперь уже и не ус­пею. Я сама себя убила. Я умру в одиночестве смертью наркоман­ки, бессмысленной смертью».

Письмо 2.

«Вчера проснулся в наркологическом диспансере. Ничего не пом­ню. Здесь я уже не первый раз. Но как бы меня не лечили, мне каж­дый раз, выйдя отсюда, хочется уколоться. Моя жизнь кончена. Под­ружка меня бросила, и родители уже не борются, потому что ничего не могут сделать, а мне проще уколоться, чтобы об этом не думать. Учиться я бросил, работать не хочу, с утра нахожу друзей, с которы­ми можно найти дозу. Зачем мне эта жизнь, в ней ничего для меня нет. Может умереть, чтобы не мучить себя и других».

Письмо 3.

«Трудно описать весь тот ад, через который я прошел. А вдруг кого-то это напугает и остановит. Я в первый раз выпил в 14 лет. При чем здесь выпивка? А это все звенья одной цепи. Жили мы когда-то в Средней Азии, что уже говорит само за себя: именно там я в первый раз покурил анашу. Мне, как и сотням, тысячам других, было просто интересно: а как это будет, какие ощущения? Наркоман испытывает настоящий кайф только один раз, первый. Губит, как правило, то, что после первого укола не бывает ломки и мысль о том, что я не такой, у меня не будет привыкания! В любой момент могу бросить. Потом следует другой укол. Но первоначального ощущения уже нет. Чтобы достичь его, дозу надо увеличивать. Говорят, наркоман ради дозы пой­дет на преступление. А как же иначе? Ведь ты в этот момент умира­ешь. У тебя выворачиваются суставы, тело корчится в судорогах. И все же самое страшное даже не дикие физические мучения. А то, что ты превращаешься в зомби, в безвольного раба своего порока. Когда я куда-либо ехал, я всегда запасался наркотиками, потому что круг моих жизненных интересов сводился к трем вещам: мак - шприц – игла. Деградация полная. Сейчас становится все больше тех, кто ока­зался в щупальцах этого жуткого спрута - наркомании, в итоге мно­гие из них заболели СПИДом».

Письмо 4.

Лена росла в благополучной семье. Мать - педагог. Отец - писа­тель. С отцом отношения были прекрасные, с матерью же, обладаю­щей властным характером, она часто ссорилась. Однажды, после особенно бурной ссоры, решила уйти из дома. Бродила по улицам без всякого смысла. Девочка симпатичная, конечно, «клеились» мальчишки. Один даже понравился своим участием. «Брось, старуш­ка, жизнь такая паскудная, забыться надо - предложил Виктор. - Пойдем». И она пошла.

Компания была немного странная, но ее здесь поняли. «Уколов не боишься?» - спросил Виктор. «Чего ты!» - удивилась Лена. «Тогда попробуй». Попробовала. Стало легко и хорошо...

Потом было все: жизнь в каких-то подвалах, страшных квартирах, одно непреодолимое желание - уколоться и забыться...

Лена умерла в 22 года от передозировки.

  1. Интерактивная беседа.

Классный руководитель. Мне кажется, эти письма очень впечатляют... Почему я решила ознакомить вас с ними? Потому что, по данным статистики, средний возраст первой наркотической пробы, как мы уже говорили, - 14 лет. И каждый второй молодой человек от 11 до 24 лет уже пробовал наркотики. Какие впечатления оставили у вас эти письма?

Выслушиваются ответы детей.

  1. Информационный блок «Правда и ложь о наркотиках»

Классный руководитель. А теперь давайте перейдем к информационному блоку. Информационный блок класс­ного часа сегодня представляют: врачи (имена, фамилии), юристы (имена, фамилии).

Первыми послушаем представителей медицины

  1. Наркотики и здоровье.

Врач 1. Итак, что такое наркотики? Это сильнодействующие вещества, вызывающие возбужденное состояние и парализующие центральную нервную систему. Что такое наркомания? Слово «наркомания» про­изошло от греч. narcos - оцепенение и mania - безумие.

Врач 2. Наркомания - это болезнь, которую характеризует вле­чение к наркотикам, употребляемым различными способами (гло­тание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одур­манивающего состояния или снять боль. Употребление наркотиков ведет к полному истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Наркоманов можно смело назвать са­моубийцами.

Врач 1. Почти все наркоманы колятся в группах по 4-8 человек. Часто у них один шприц на всех. Поэтому наркомания почти всегда сопровождается СПИДом, гепатитом, другими заразными болезнями, которые передаются через кровь. За последние годы количество ВИЧ- инфицированных увеличилось в 6 (!) раз. 80% из числа вновь зара­зившихся составляют наркоманы.

Врач 2. Наркоманы часто умирают от передозировки. А те, кто при этом выживает, становятся неполноценными людьми: не могут двигаться, реагировать, мыслить, говорить. Пищу таким вводят через трубки, нередко и дышат они тоже с помощью аппарата. Убить их ни­кто не в праве, а сами они это сделать не могут, и такое существование может длиться годами.

  1. Закон против наркотиков.

Классный руководитель. А теперь слово представителям закона. Их информация называется «Закон против наркотиков».

Юрист 1. Во многих европейских странах производство, хра­нение, употребление и продажа наркотиков - это уголовные престу­пления. А в странах Азии за одно только хранение наркотиков грозит смертная казнь. В нашей стране уголовная ответственность грозит и тем, кто производит, переправляет, сбывает наркотики, и тем, кто их покупает, хранит, подделывает документы для их получения якобы в медицинских целях.

Юрист 2. За хранение наркотиков в крупном размере - 3 года тюремного заключения, в особо крупном размере - до 10 лет. Причем тот, кто добровольно сдал наркотик и открыл его происхождение, осво­бождается от уголовной ответственности за данное преступление. Есть законы, которые касаются принудительного лечения наркоманов. В Рос­сии создана Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК России). Ее задача - выявлять и уничтожать каналы наркотрафи­ка, разоблачать мафиозные группы, которые занимаются контрабандой и незаконной торговлей наркотических и психотропных веществ.

Слайд. «Уголовная ответственность, предусмотренная за хранение, сбыт и употребление наркотиков»

 

За приобретение и хранение. Лишение свободы на срок до 3 лет

Ст. 228 УК РФ

 

  • или попытка сбыта (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы). От 3 до 7 лет с конфискацией имущества

Ст. 228 ч3 УК РФ

 

Склонение к употреблению наркотиков. Ограничение свободы до 3 лет, арест до 6 лет, либо лишение свободы от 2 до 5 лет

Ст. 230 УК РФ

 

Насильно заставить употребить другого – в результате смерть. Лишение свободы от 3 до 8 лет (6-12лет)

Ст. 230 УК РФ

 

За выращивание запрещенных растений, содержащих наркотические вещества. От крупного штрафа до лишения свободы до 8 лет

Ст. 231 УК РФ

 

За содержание притона для потребления наркотиков.

Лишение свободы до 4 лет

Ст. 232 УК РФ

 

За содержание притона организованного группой. Лишение свободы от 3 до 7 лет

Ст. 232 УК РФ

 

Классный руководитель. Все это вам информация для размышления…

А теперь предлагаю вашему вниманию небольшой профилактический фильм о наркотиках «TABLETKA». 13 мин

  1. Провокация.

Классный руководитель. А сейчас вас ждет провокация. Провокация - это подстрекательство. В роли провокатора - подстре­кателя - всегда выступает тот, кто предлагает наркотик. Тот, кому предлагают, может стать жертвой, если поддастся на провокацию и попробует наркотик. Но он может стать и героем, который обыграет провокатора. Широкое распространение наркотиков среди моло­дежи можно объяснить тем, что многие не знают правды об этом страшном явлении. Поэтому охотно верят мифам, сказкам всяческих провокаторов. Вот мы и решили включить в информационный блок диалог «Четыре мифа о наркотиках». Один из участников - провока­тор. Он подбрасывает мифы. Второй его разоблачает. Советую вам внимательно прислушаться к этому диалогу. А вдруг и вас ждет такая же провокация?

  1. Диалог «Четыре мифа о наркотиках».

Классный руководитель. Миф первый.

Провокатор (протягивает ученику пакетик или таблетку): Попробуй - сейчас все это пробуют.

Ученик. Это неправда: исследования показывают, что, напри­мер, в США только каждый пятый подросток употреблял марихуану. А большин­ство не поддалось этой привычке.

Классный руководитель. Миф второй.

Провокатор. Попробуй - вредных последствий не будет.

Ученик. Это ложь. Зависимость может наступить и после одного-двух приемов, а после некоторых наркотиков даже от одного укола может наступить смерть.

Классный руководитель. Миф третий.

Провокатор. Попробуй - если не понравится, прекратишь прием.

Ученик. Обман. Любой наркотик прежде всего поражает ВОЛЮ. 90% наркоманов, которые вроде бы решили «завязать», опять воз­вращаются к наркотику. У современной медицины пока нет таких лекарств, которые лечат психическую зависмость.

Классный руководитель. Миф четвертый.

Провокатор. Да это же безвредный наркотик!

Ученик. Неправда. Безвредных наркотиков не существует. Даже такой легкий, как марихуана, приводит к тяжелым последствиям. Че­ловек становится безразличным, неряшливым, теряет цель в жизни. Но самое страшное, что практически все наркоманы, употребляющие самые тяжелые наркотики, начинали именно с легкого наркотика - марихуаны.

Провокатор (поднимает руки). Сдаюсь! 4:0 в твою пользу!

  1. Рефлексия.

Классный руководитель. И, наконец, подводя итог нашего сегодняшнего разговора, давайте вместе посмотрим, какой же выбор каждый готов сделать прямо сейчас. У вас у каждого есть звездочка. Пожалуйста, наклейте ее на ватман под тем утверждением, которое является для вас единственно верным.

(На доске записана тема мероприятия, под темой висит ватман. Ребята подходят к ватману и делают свой выбор.)

Подумай, оглянись вокруг, реши –

Что важно в жизни для твоей души…

  • все равно. Я как все.

Жизнь дается один раз, надо испытать все удовольствия!

Я - личность! Я выбираю жизнь!

  1. Заключительное слово.

Классный руководитель. Думаю, вы убедились в том, что реальность жизни наркомана далеко не так радужна и безопасна, как многие ее себе представляли.

Еще раз хочется напомнить, что только самоценная сильная личность способна сделать осознанный выбор и знать об ответственности, которую она за свой выбор на себя возлагает.

У наркомана нет будущего, помните об этом всегда! Строя жизнь без наркотиков, вы выбираете жизнь, значит и будущее. Каким будет оно – зависит только от вас самих. Возвращаясь к самому началу нашего с вами разговора, отмечу, что только здоровая (во всех смыслах этого слова), сильная нация способна укреплять свои мировые позиции и пресечь какие бы то ни было попытки со стороны уничтожить ее и свою страну. Что выбрать – жизнь или смерть – решать каждому из вас.

Я надеюсь, что наша встреча не только обогатила вас знаниями о пагубной силе наркотика, но и реально заставила задуматься вас о собственном выборе.

Пропустите нашу беседу через свое сердце. Пусть, вы никогда не знаете фразу «Уже поздно».