Формирование медиакультуры в школе

Одна из наиболее важных составляющих медиаобразования- медиакультура, которая развивает медиаграмотность и формирует медиакомпетентность.

Медиакультура-личности

  • способность к адекватному восприятию, критическому анализу, обоснованному оцениванию разнообразной медиа-продукции, к созданию собственных медиа-текстов,
  • понимание социокультурного и политического контекста закономерностей функционирования медиа в современном мире .

Медиаграмотность

Мотивы, знания, умения и возможности для:

  • использования, критического анализа, оценки, создания и передачи медиатекстов различных форм и жанров;
  • анализа сложных процессов функционирования медиа в обществе.

Она  позволяет использовать грамотно и осознанно средства массовой коммуникации, которые дают возможность развиваться, обучаться, жить. То есть, формировать для жизни, для будущей профессии, следовательно быть медиакомпетентными.

Медиакомпетентность

  • способность понимать, анализировать и оценивать содержание медиа;
  • умение использовать медиа во время учебы и досуга;
  • быть творцом личного содержания в масс-медиа;
  • владеть навыками самопрезентации и общения с другими пользователями  медиа.

Медиакомпетентность развивает образовательные компетентности, в том числе:

  • информационные,
  • интеллектуальные,
  • творческие,
  • коммуникативные.

Чётких границ  между  ними  нет. Они все взаимосвязаны и переплетены.

1. Информационные

 Основой для овладения информационными компетентностями является наличие информационных технологий, т.е. наличие компьютерной информационной среды.

 В нашей школе:

            два компьютерных кабинета,

            два мультимедийных комплекса,

            три проектора в начальной школе,

            Интернет в трёх учебных кабинетах,

            музыкальный центр, факс – модем, видеокамера.

Начало использования школой современных медиасредств

В школе начало использования современных медиасредств было положено в 1998г., когда мы в фонде «Возрождение» защитили проект «От школьной парты – к единому миру» и получили гранд на приобретение четырёх компьютеров Pentium II и подключение к Интернет. Появились большие  возможности. Мы установили связи с Центром дистанционного образования «Эйдос»  Андрея  Хуторского, активно и результативно  участвовали в виртуальных конкурсах.

Формирование медиа-педагогов

 Медиа - образовательные мероприятия предполагают активный, творческий подход со стороны медиа – педагогов. Учителя нашей школы получали медиазнания в рамках следующих обучающих проектов:

  •     Intel «Образование для будущего»  (2008 г.)
  •    Microsoft «Цифровые технологии» (Школа IT «Регион», 2010 г.)
  •    Microsoft  «Партнерство в образовании. Учителя в онлайне» (2011 г.)

Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа учителей. Создание медиатек .

В результате активизировалась научно-методическая и опытно-экспериментальная работа учителей.  Пополняются школьная и персональные медиатеки, изданы брошюры с разработками уроков. Подготовлены дидактические материалы (в том числе создано большое количество мультимедийных презентаций и web-сайтов); создаются электронные пособия по основным разделам базовых дисциплин;  аналитические отчёты.

Интеграция медиа в учебно - воспитательный процесс

Учителя школы активно используют медиа в учебно-воспитательном процессе. Учителя начальных классов Алиева Х.С., Фролова Н.А., Завора А.В. имеют подборки мультимедийных приложений к урокам, выполненные самостоятельно и приобретённые из разных источников:  «Уроки тётушки Совы», «Уроки по безопасности жизнедеятельности», физкультминутки для подвижных перемен.

ГИА по информатике

С 2002 по 2009 гг. ГИА по информатике проходило в форме представления творческого проекта. Членами комиссии были учителя и научные сотрудники Крымской астрофизической обсерватории. Выпускникам, получившим оценки высокого уровня,  присваивалась квалификация «Пользователь ПЭВМ» и выдавалось удостоверение, свидетельствующее об этом.  

          2. Интеллектуальные

  • Тестирование по предметам в режиме он-лайн.
  • Использование цифровых образовательных ресурсов.
  • Просмотр видеоуроков и использование видеоматериалов к урокам.

         3. Творческие

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые уникальные  материальные  и духовные ценности.

МАН определяет формы и методы внеклассной и внешкольной работы по развитию познавательной активности учащихся ,  которые  помогают раскрыть резервы их  творческого потенциала .

Пушкинские чтения

 Стало традицией участие нашей школы в районной конференции «Пушкинские чтения». Под руководством учителя русского языка и литературы Путилиной И.Г. третий  год на «Чтениях» выступает ученица школы Сандулова Валерия.

Арт-кафе

Арт – кафе, организованное Сосновской Л.А., прививает детям эстетический вкус, учит видеть прекрасное, позволяет одновременно отдохнуть, получить знания в области литературы, искусства. Первая встреча в кафе прошла под названием «Осенняя элегия».  

Школьный кинозал

Школьный кинозал работает активно благодаря кинотеке, которую мы пополняем фильмами и мультфильмами, предоставленными Куценко Е.В зам директора КРП "Киновидеопрокат".

После просмотра документальных фильмов «Докудейз», которые произвели большое впечатление на детей, возникла необходимость коллективного обсуждения. В школе существует дискуссионный клуб «Мой голос». Создались  условия для преобразования кинозала в киноклуб, для развития умения детей вести дискуссию.

Фильмы о школе

  • Первый фильм. был создан в 2007 г. для презентации школы на семинаре директоров на начальном этапе проекта «Школа будущего».
  • Второй фильм был снят в 2010 г. для отчёта о проделанной работе в рамках проекта «Школа будущего».

Для монтажа фильмов использовался профессиональный редактор видео монтажа EDIUS.

Физминутки

Систематически в начальной школе, в 5 классе, на уроках информатики проводятся мультимедийные физкультминутки. 

Видеоролики

Создана медиатека школьных мероприятий: фотографии, видеофрагменты и видеоролики.

Видеоролик — непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. Создание видеороликов оказалось доступным и интересным детям.

                  4. Коммуникативные

  • Интернет. Всемирная компьютерная сеть – это уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой.
  • Учащиеся школы имеют навыки создания сайтов.

Долгошапко Иван ученик 11 класса создал сайт «Медиаобразование в нашей школе».

Сайт школьный

  • Участие в проекте Schools.in.ua по созданию школьных сайтов.
  • В рамках проекта «Класна оцінка» создан второй сайт.
  • Сейчас осваивается новый ресурс.

Наши публикации, статьи

Их много, но самыми последними  являются:

  • Меметова Сафие - «Говорю о войне, хоть и знаю о ней понаслышке…» («Мой голос», «Проба пера», 2 место в районном конкурсе и 1 место в республиканском)
  • Титова Виктория – редактор школьной газеты, публикации в школьной газете и в районной газете «Слава Труду»:

   «Первое сентября», «День посёлка Научный», «Звучал Пушкин», «Колокола Крымской войны».

  • Тагаров Руслан «Герои живут рядом». Выступление на заседании Научного общества школы «Радуга».

Видеоинтервью

Беседа - основа интервью.

Современные технологии предоставляют широкие возможности для видеоинтервью.

Первые шаги в роли интервьюера.

Гопасюк В.Н.

Профессия пекаря

Научное общество учащихся «РАДУГА»

На заседаниях НОУ используются  познавательные видеофильмы, например, «Как появилась книжка», цикл физических и химических экспериментов и опытов.

Учащиеся разрабатывают проекты и мини-проекты, в том числе по медиаобразованию,

Медиаобразование – это не дань моде, медиаобразование – это потребность современности.

Быть медиаграмотным – быть современным.

Быть медиа-педагогом – быть современным учителем.