Урок истории в 9 классе «Исторические портреты: Н. С. Хрущев, Л. И. Брежнев, М. С. Горбачев»

ПЛАН - КОНСПЕКТ

Предмет: история

Класс: 9

Тема  «Исторические портреты: Н. С. Хрущев, Л. И. Брежнев, М. С. Горбачев»

Цель урока – оценить деятельность Н. Хрущева, Л. Брежнева, М. Горбачева.

Задачи: - выяснить противоречия в духовной жизни, политике и экономике в 50-е – нач. 90-х гг.

- формировать умения самостоятельно приобретать знания, работать с дополнительной литературой;

-  воспитывать  чувство сопричастности к истории страны.

Урок представлен в форме пресс-конференции. Ученики играют роли правителей и корреспондентов.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2.  Пресс – конференция.

Вступительное слово учителя:

Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы подводим итоги правления Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева и М. С. Горбачева. Запись темы урока.

Мы поговорим не о весне, которая за окнами; но в большей степени о той весне 50-60-х годов, которая началась в нашей стране после тяжелой сталинской зимы. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Люди тогда словно проснулись от зимней спячки, открыли глаза, расправили плечи. И зазвучали стихи, песни, в которых мучительные размышления о прошлом и светлые мечты о будущем.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней, до сердцевины.

Все время, схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья. (Б. Пастернак

На одной чаше весов Хрущева лежат дела вождя своего класса, выразителя интересов господствующей в государственном социализме бюрократии. Он спас ее от суда народа и помог ей найти новую форму жизни.

На другой чаше лежат реформы для народа, хотя и приблизившие демонтаж государственного социализма, но так и не ставшие его началом.

Какая же чаша весов должна перевесить? Давайте подумаем над этим вопросом и оценить деятельность Н. Хрущева.

Ученики в роли корреспондентов газет:

- Екимова Елизавета, репортер газеты «Ньюйорк Таймс»: что вы можете рассказать о биографии Никиты Хрущева? Чем был он известен?

 (Биография Н. Хрущева –доклад ученика).

- Дерюгина Кристина, репортер газеты «Таймс».:

 «Почему правление Хрущева называется «оттепелью»?

         - Здравствуйте, дамы и господа! Я журналист газеты «Ле Монде». У меня вопрос: «Как менялась духовная жизнь страны в эпоху Хрущева?»

Выступления представителей интеллигенции.

- Были напечатаны повесть И. Эренбурга «Оттепель» (именно после ее появления слово стало общественно значимым), роман М. Дудинцева «Не хлебом единым».

     Возникали новые литературно-художественные журналы: «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник», «Советский экран», и др. Возобновилось издание журнала «Иностранная литература», и советские читатели получили возможность шире знакомиться с Э.М. Ремарк ом и Э. Хэмингуэем.

     В числе лучших художественных произведений разных жанров той поры были: стихи Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, песни Окуджавы и Галича, повести Аксенова, первая часть трилогии Симонова «Живые и мертвые», фильмы «Летят журавли» (Калатозова), «Баллада о солдате» (Чухрая), «Весна на Заречной улице» (Хуциева).

     В Москве открылись новые театры «Современник» (главный режиссер Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (главный режиссер Любимов). В быт людей входило телевидение.

     Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет повести А.И. Солженицина «Один день Ивана Денисовича», в которой ясно было показано, что наиболее пострадал от сталинщины тот «простой советский человек».

Мировое признание получили труды ряда советских ученых. В 1956 г. Нобелевскую премию получил Н.Н. Семенов за теорию химических цепных реакций. В 1962 г. эта же премия была присуждена Л.Д. Ландау за изучение теории жидкого гелия. В СССР был создан первый молекулярный генератор – лазер, открыта цветная голография. В 1957 г. был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц – синхрофазотрон.

В 1957 г. в Москве прошел международный фестиваль молодежи и студентов.

После смерти Хрущева  Э. Неизвестный сделал по просьбе членов семьи Никиты Сергеевича памятник на его могиле: позолоченная улыбающаяся голова Хрущева на фоне черно-белой стены. Контрастные цвета символизируют противоречия хрущевской эры, парадоксы в характере самого бывшего Первого секретаря ЦК КПСС.

 (о Э. Неизвестном) «Мы видели тошнотворную стряпню Эрнста Неизвестного и возмущались тем, что этот человек, не лишенный, очевидно, задатков, платит народу такой черной неблагодарностью. Мы осуждаем и будем осуждать подобные уродства открыто, со всей непримиримостью.»

Алексеева Алёна, репортер газеты «Вашингтон Пост»: «Мы слышали, что Никита Хрущев провел ряд позитивных экономических реформ в Советском Союзе. Что это за реформы?».

Ответ Хрущева (Меметова Сафие):

Бунталик Анна, репортер газеты «Берлин Цайтунг». Какие реформы в социальной среде, проведенные Никитой Хрущевым, имели значение?»

Ващилин Владимир, репортер газеты «Шпигель». А мы слышали, что Никита был известен так называемой так называемой кукурузной эпохой?

Ответ Хрущева (Меметова Сафие):  «Я вот был в Америке. Так там сеют много кукурузы на корм скоту. Этот опыт нам тоже надо перенять. Кукуруза – царица полей! И целину распашем, хлеба нам хватит! Догоним и перегоним Америку!».

Титова Марина, репортер «Геральд трибьюн». Вы говорите, что в период «отношений» Советский Союз достиг больших успехов в освоении космоса?»

Хрущев (Меметова Сафие): «Скоро на луну полетим!». "Умру я... Положат люди на весы дела мои.

На одну чашу дела худые, на другую добрые... И добро перетянет... "

Хрущев (Меметова Сафие): Я знаю, все будут говорить по-разному. Одни освобождение людей вспомнят, другие – кукурузу, третьи – жилищную политику, четвертые – как я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Все было. Но самое главное – все мы, весь народ, и те, ко был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное. Это не пропадет, прорастет.

Учитель: Эпоха Хрущева и сам Никита Сергеевич - повод для серьезных размышлений, особенно при сравнении десятилетия Хрущева и пятнадцати лет наших реформ.

Каждый из вас сделает для себя вывод об эпохе Хрущева.

Учитель: Мы переходим ко второй части нашей пресс-конференции.

Термин «эпоха застоя» родился в годы перестройки. В середине 80-х годов XX столетия этот термин означал, что предыдущие 15 лет были годами медленного научно-технического и экономического развития. И этот время связывали с периодом правления Л.И. Брежнева

- Екимова Елизавета, репортер газеты «Ньюйорк Таймс»: что вы можете рассказать о биографии Леонида Брежнева? Чем был он известен?

 (Биография Л. И. Брежнев –доклад ученика).

Ишназаров Азиз, газета «Правда». Скажите, почему этот период принято называть «эпохой застоя»?

Ответ Брежнева (Грачева Мирослава):

Кадиев Амет, газета «Фокус». Какие изменения произошли в политическом курсе нового руководство Советского Союза?

Ответ Брежнева (Грачева Мирослава):

Грачев Всеволод, газета «Свобода». Какие новые положения были внесены в “брежневскую” Конституцию?

Ответ Брежнева (Грачева Мирослава):

Богатыренко Дарья, журнал «Власть» Почему в СССР в годы афганской войны не было антивоенных демонстраций?

Ответ Брежнева (Грачева Мирослава):

Учитель: Мы переходим к рассмотрению третьей части нашей пресс-конференции.

Невольно возникает вопрос: для чего пришел в политику М.С.Горбачев? В ходе сегоднешней дискуссии  мы попытаемся дать оценку  его политической деятельности.

В начале 1980-х гг. все очевиднее становилась необходимость перемен в СССР, которые традиционно в общественном сознании связывались со сменой высшего руководства. Михаил Горбачев в этот период уже входил в состав Политбюро, однако, не рассматривался в качестве потенциального лидера. Лишь череда смертей высших партийных руководителей резко увеличила шансы Горбачева взойти на партийный Олимп. Когда после смерти Л. И Брежнева в 1982 страну возглавил уже тяжелобольной Ю. В. Андропов, Горбачев, который был активным сторонником генсека, рассматривался как вполне вероятный преемник. После смерти Андропова и в период непродолжительного правления К. У. Черненко развернулась политическая борьба внутри Политбюро за пост генерального секретаря. Горбачеву удалось сплотить вокруг себя молодых секретарей ЦК и лидеров местных партийных организаций  и  получить поддержку некоторых членов и кандидатов в члены Политбюро.

- Екимова Елизавета, репортер газеты «Ньюйорк Таймс»: что вы можете рассказать о биографии М. Горбачева? Чем был он известен?

(Биография М. Горбачева – доклад ученика).

Грачев Всеволод, газета «Свобода». Почему этот период называют "Перестройкой"?

Ответ Горбачева (Сары Севиля):

Бунталик Анна, репортер газеты «Берлин Цайтунг». Назовите основные причины обострения межнациональных отношений в СССР.

Ответ Горбачева (Сары Севиля):

Титова Марина, репортер «Геральд трибьюн». Каким вам виделся бы путь развития страны, если бы СССР не распался?

Ответ Горбачева (Сары Севиля):

  1. Рефлексия.

Назвать 4-5  события периодов «оттепели», «застоя», «перестройки».

  1. Домашнее задание:

Написать краткое эссе по темам:

  1.  «Оттепель» Хрущёва.
  2. «Застой» Брежнева.
  3. «Перестройка» Горбачева.
  1. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.