22 октября в Ханском Дворце в г. Бахчисарае состоялась традиционная литературная конференция, посвящённая творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Под руководством учителя литературы Ирины Григорьевны Путилиной, вот уже третий год, принимает участие в этой конференции ученица 10 класса Сандулова Валерия.

Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

         Уровень организации произведения как художественного целого заключается в композиции - построении литературного произведения, которое объединяет его части  в одно целое.

        Основными средствами композиции являются: сюжет, конфликт, пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Уровень организации произведения как художественного целого заключается в композиции - построении литературного произведения, которое объединяет его части  в одно целое.

        Дополнительным средством композиции являются лирические (иначе - авторские) отступления.  Их основная функция - расширить рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

      Лирические отступления – это формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

     Лирические отступления могут занимать очень большое место в произведении. Таковы отступления в романе «Евгений Онегин»
А.С. Пушкина (только в главе I –ой – отступления о театре, о юности, о творчестве, о плане романа и другие). Эти разнообразнейшие по темам и богатые по содержанию отступления способствуют широте охвата действительности, делая пушкинский роман в стихах, по словам Белинского, подлинной «энциклопедией русской жизни».
     Лирические отступления начинают играть ведущую роль, и основное внимание читателя устремляется на чувства и мысли великого поэта.
    Давайте  рассмотрим роль некоторых лирических отступлений на примере  бессмертного романа  А.С.Пушкина.

            «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разни­ца» — так сообщал А. С. Пушкин о начале работы над «Евгением Онеги­ным», подчеркивая его нетрадиционность. Поэтическая речь предполагает определенную авторскую свободу, именно поэтому в восьмой главе автор называет свой роман в стихах «свободным».

            Свобода пушкинского произведения — это прежде всего непринуж­денная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать истори­ческую картину современного ему общества, говоря словами В. Г. Бе­линского, написать «энциклопедию русской жизни».

            Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, ко­торые определяют движение повествования в различных направлениях.

            Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онеги­не» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна — «пора любви». Пушкин ри­сует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и, несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень.

            Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возмож­ность автору характеризовать их внутренний мир через отношение к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж пред­стает читателю таким, каким его видит Татьяна: «...она любила на бал­коне предупреждать зари восход», «... в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».

            В «Евгении Онегине» есть и другой ряд авторских отступлений — экскурс в русскую историю. Знаменитые строки о Москве и Отечествен­ной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, рас­ширяют исторические рамки романа.

            Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных ба­рышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой на­блюдения.

            Какие блистательные строки посвящены театру! Драматурги, акте­ры... Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где «блистал Фонвизин, друг свободы, и переимчивый Княжнин», видим летящую, «как пух от уст Эола», Истомину.

            Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобио­графический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман — история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неор­динарной. Пушкин — и создатель романа, и его герой.

            «Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлы­ми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече...»

         Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей...

или:

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана...

            Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был Поэт!

         Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:

...просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.

            Дружба, благородство, преданность, любовь — качества, высоко це­нимые Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучши­ми проявлениями этих нравственных ценностей, потому и возникли та­кие строки:

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один? —

потому горько читать о «друзьях», от которых «спаси нас, Боже».

            Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «...я сердечно люблю героя моего». Автор, не скрывая своей привязанности к героям, подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый чита­тель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет. Трудно со­гласиться с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа не только в его героях. Поэт говорит с нами строками лирических отступлений, и мы, его потомки, имеем уникальную возможность через века беседовать с Пушкиным.

         Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдатель­ность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя — «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применимо в са­мой полной мере.

Подведём итог:

В «Евгении Онегине» насчитывается двадцать семь лирических отступлений и около пятидесяти различных лирических вставок.

Лирические отступления можно разделить на несколько групп:
   Авторские отступления. (Воспоминания о юношеской любви в первой главе,  рассуждения о «ножках». Воспоминания о московской «красавице» в 7 главе. Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в «Отрывках из путешествия Онегина»).
   Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах)
   Разговоры на житейские темы («роман требует болтовни») . Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т. д.
   Пейзажные  лирических  отступления. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения

  Отступления на гражданскую тему – о героической Москве 1812 года.
  Некоторые отступления – «смешенного» типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.)

Список литературы

1. Н.А.Демин. Изучение творчества А.С.Пушкина в 8 классе. Москва. «Просвещение». 1971

2.  В.Я. Коровина.  Пушкин в школе. Москва. «Просвещение» 1978

3. Леонид Гроссман. Пушкин. Москва, 1960. Издательство ВЛКСМ «Молодая гвардия»

4.  Материалы Интернета.

Презентация к выступлению