Урок знаний во 2 классе «Моя малая Родина»

Классный руководитель Алиева Х.С.

Цели:

  1. Расширять знания о своем родном селе;
  2. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
  3. Способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую родину.

Задачи:

  1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
  2. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
  3. Содействовать моральному развитию детей.

Конспект урока

1. Расшифруй слово.   Р1А  (Р ОДИН А) (Слайд 1)

- Что такое Родина? (Родина  – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём)

2. Гражданином какой страны вы являетесь?

Дорогие ребята! Вы живете в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! (Слайд 3)
 Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии (Слайд 4)

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают. (Слайд 4)

- А как называется главный город нашей страны? (город Москва.) (Слайд 5)

-  Москва - столица России. Столица - главный город государства.

- Каждая страна имеет свои отличительные знаки: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.  (Слайд 6)           

Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

 Ещё одним символом нашего государства является флаг.

 Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:

Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду,  красный – огонь и отвагу.

             День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации. 

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране.  Гимн слушают стоя. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков

3.- Да ребята Россию мы называем Родиной — это наша большая Родина. Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая Родина  – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

С чего начинается Родина? (Слайд 7)

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у озера. Здесь под присмотром мамы или бабушки вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки.
Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.
- Родина! Это цветы, что растут в нашем крае,

Это река, что в просторах течёт,

Это заря, что горит, не сгорая…

- Родина – это глаза твоей мамы,

Полные слёз или в искорках смеха.

Родина – это закат над полями,

Далей широких звонкое эхо.

- Родина – слова не знаю чудесней,

В нём наши сказки и славные были,

Дедов далёкие грустные песни,

Те. что мы до сих пор не забыли.

- Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал своё имя.

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдёшь ты с другими

4.Путешествие по родному краю

- Что изображено на этих слайдах? (слайды 8-13)

- Видели ли вы эти объекты?

– Какой он наш край? Где он расположен? Что окружает нас? Вот об этом мы будем с вами говорить сегодня.        (слайд 14)

О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!                       (слайд 15)

– Найдите на карте территорию, где мы живем. (Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте.)

– Какой город является главным на нашей территории? (Находят на карте.) (слайд 16)

- Крым также поделен на районы. (слайд 17)

- В каком районе мы живем?  (слайд 18)

– Найдите на карте территорию  нашего района.   (слайд 17)

- Посмотрите на карту нашего района. Найдите ваши родные села.  (слайд 19)

– Это наш край, наша маленькая Родина. Где расположена наша маленькая   

   Родина?(Бахчисарайский район, Республика Крым)

5. Физкультминутка (слайды 20-24)

По родному краю
Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас – зеленый луг. (Поворот.)
Слева находится лес. (Поворот.)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!(Махи руками.)

6. Практическая работа по физической карте.

А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на карту? (слайд 25)

– В какой природной зоне мы живем? (Лесная)

– Какие реки, протекают в нашем районе? (слайд 26)

- Зайдем в гости в каждый поселок.

- Село Скалистое    (слайд 27)

- Село Трудолюбовка    (слайд 28)

- Село Прохладное    (слайд 29)

- Поселок Научный    (слайд 30)

7. Богата природа нашего района

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок.  (дуб)    (слайд 31)

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (сосна)     (слайд 32)

Кисть ягоды прекрасная, 
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства

Сердечное средство.  (Боярышник)         (слайд 33)

Характерны для окрестностей Бахчисарая дуб пушистый, дуб скальный, сосна, дикие плодовые - кизил, груша, яблоня, вишня-магалебка, лещина, боярышник, рябина-берека, рябина крымская, миндаль-бобовник. Особенно распространен кустарник скумпия: растет он по склонам, осенью его листья окрашены в ярко-малиновые и багровые тона.    (слайды 34)

Многие жители используют возможности, данные самой природой, по сбору лекарственных трав. Здесь в изобилии можно найти: душицу, зверобой продырявленный, тысячелистник обыкновенный, герань луговую, подорожник средний, одуванчик лекарственный и другие растения.(слайд 35)

Богат и разнообразен животный мир наших лесов.

У него на голове
Ветки. Даже сразу две.
Говорят: Всего два рога,
Да зато отростков много.
Как он носит этот груз,
Я сказать Вам не берусь.
Их носить ему не лень,
Потому, что он…(Олень)         (слайд 36)

Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. (Кабан)   (слайд 37)

- В окрестностях Бахчисарая можно увидеть оленей, муфлонов, косуль, диких кабанов. Встречаются лисицы и зайцы. Редко можно увидеть каменную куницу. Живут в лесах барсуки, ласки, белки, ежи. (слайд 38)

Птиц более 160 видов. Самые крупные: черноголовый гриф, белоголовый сип. В лесах живут также сова, сойка, зяблик, дятел и другие. (слайд 39)

Из рептилий можно увидеть желтобрюхого полоза, юрких ящериц.

8. Все вы знаете, как красива природа нашего родного района, все мы любим ее, остается еще начать оберегать и сохранять первозданность природы. Любовь к своей стране начинается с любви к своей маленькой, но такой родной и близкой Родины

-  Что вам особенно нравится в вашем селе?

- Что бы вы хотели сохранить в своем селе?

• Чистый воздух
• Прозрачные реки
• Цветущие поляны
• Колосящиеся луга
• Леса
• Птиц и зверей
• Родники и озёра

9. Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»
Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём селе?

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

 Малая Родина или большая - все это Родина, как ни зови.
Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви.
Малая родина или большая, - все это Родина только одна.
В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она.

 Я знаю, есть большие города,
Где оживленно жизнь ведет круженье.
Но где бы ни был- отдаю всегда
Селу родному душу, предпочтенье.

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

10. Итоги урока

— Вам понравилось сегодняшнее путешествие? — Что вам запомнилось больше всего?
Мне тоже сегодня очень понравилось путешествовать с вами. Надеюсь, это не последнее наше путешествие, до новых встреч!

До свидания, здоровья и счастья вам!

 

Презентация к уроку